Обзор самосвала «Татра 815», его технические характеристики. Какие двигатели устанавливают на грузовики данной модели, их особенности. Расход топлива «Татра
О чем статья:
Модельный ряд самосвалов Татра-815 и особенности серии
Одно из основных различий моделей Татра-815 – использованная колесная формула. Представлены следующие варианты техники: 4х4, 6х8, 8х8, 10х8, 10х10, 12х8 и 12х12. Установленный силовой агрегат с мощностью 310-820 л.с. Наибольшую популярность на отечественном рынке получили варианты самосвалов:
- машины с повышенной вместительностью грузового кузова для перемещения сыпучих материалов;
- техника с установкой специального кузова для перемещения сыпучих, жидких и навалочных изделий;
- автомобили для трехсторонней разгрузки.
Ключевой особенностью транспортных средств является внедрение в корпус уникальной хребтовой рамы. Оборудование представляет собой прочную трубу, которая оснащена карданом. Трансмиссионная конструкция отличается значительным размером, каждая из частей которой плотно соединяет коробку передач, картер коробки, «раздатку». Внутренняя часть трубы оснащается карданным валом, соединяющим с коробкой передач двигатель. Такая особенность обеспечивает простоту при изменении сцепления, снижает вибрации в кабине.
Устройство Татра-815 предполагает использование полного привода одновременно с подвеской независимого типа и качающимися полуосями. Интегрирована независимая подвеска рессор и передних ходовых колес на базе задней тележки без применения дополнительных балансиров. Такая особенность в выборе подвески обеспечивает лидирующие позиции для машин среди всей техники данного класса по проходимости. Стандартная комплектация включает в себя продвинутые двигатели с воздушным охлаждением.
Отзывы о самосвалах «Татра-815»
По словам некоторых опытных работников грузового автосервиса, «Татра-815» – это, несомненно, один из лучших грузовиков на отечественном рынке. Как главное преимущество 815-й «Татры» отмечается её надёжность, и если специально не «гробить» автомобиль, то он исправно прослужит долгие годы. Владельцам и водителям данного самосвала советуют соблюдать определённую последовательность переключения передач, то есть не допускать рывков и не рвать сцепление.
Работниками автосервиса замечено, что листы рессор хватает на 250-270 тысяч километров, а затем они выпрямляются и трескаются из-за нагрузки. Но это скорее является плюсом, так как их замена при подобном пробеге исключает аварийный ремонт. Как отмечает один владелец «Татры-815», снятие и установка рессор проходит быстро, но частого вмешательства тележка не требует.
Из выявленных недостатков «Татры-815» модели отмечается расположение датчика антиблокировочной системы, который из-за езды по бездорожью покрывается грязью, и зазор между им и гребёнкой уменьшается. К минусам Татры относят и солидный расход горючего.
По отзывам владельца автопарка самосвалов марок «Татра», «Скания» и «Вольво», «Татра-815» – на порядок надёжнее прочих названных. Данный автомобиль редок и прост в ремонте, неприхотлив, имеет полный привод, в общем – рабочая лошадка для суровых условий эксплуатации. «У «Татры-815» нет балансиров задней телеги, а крестовина ходит до 500 тысяч километров. Трансмиссия рассчитана на максимальное тяговое усилие, что конечно снижает максимальную скорость, но уберегает от штрафов и снижает аварийность при движении. Моя модель Татры 815 несет на себе до 17-ти тонн груза. Соглашусь: немного, но при нынешних штрафах за перегруз такой недостаток превращается скорее в достоинство, к тому же, конструкция при острой необходимости рассчитана не перегруз».
Ремонтировать мотор «Татры» гораздо проще, чем многие другие. Доступ к его агрегатам настолько удобен, что даже серьёзные работы можно производить без снятия двигателя. Кабина «Татры-815», несмотря на всю свою простоту и аскетичность, заслуживает высоких похвал от абсолютного большинства водителей и владельцев. По их отзывам, поначалу «создаётся стойкое впечатление, что она гораздо просторнее внутри, чем выглядит снаружи». Как известно, это один из верных признаков любого хорошего автомобиля.
Ещё «Татры-815» прославились одной интересной особенностью: они могут ехать без одного переднего колеса. Это неоднократно было проверено советскими и российскими шоферами. Лопнувшая шина на грузовике – это, к сожалению, не редкость и зачастую серьёзная проблема, надолго ставящая машину на обочину. «Татра-815» в любом случае дотащит до АТП. Однако минус у машины, конечно, есть – в нагруженном виде она управляется ощутимо хуже, но к этому можно привыкнуть и приспособиться.
По поводу надёжности деталей передней подвески, которых не встретишь на других грузовиках – торсионов – тоже есть разные мнения. Кто-то говорит, что их легко сломать при наезде на препятствие одним колесом, в особенности, если машина гружёная. Кто-то считает, что эти поломки случаются при плохой работе амортизаторов, когда вследствие повышенной раскачки ломаются торсионы.
Говорят, что легко можно сломать и пыльники – защитные чехлы двух приводов, выходящих из картера. Достаточно будет одного неудачного наезда на арматуру – и пыльника нет. Менять его – удовольствие сомнительное, но ведь сломать привод, естественно, – ещё более скверный вариант. Это действительно можно записать в недостатки самосвала.
В целом, благодаря непревзойдённой жёсткости хребтовой рамы можно смело ехать на любой откос с диагональным вывешиванием, и «Татра-815» от этого не перекашивается, как многие другие тяжёлые автомобили.
Обзор серии «Татра-815» и основные особенности машин
Модельный ряд самосвалов Татра 815-й серии представлен автомобилями с различной колесной формулой, а именно: 4х4, 6х8, 8х8, 10х8, 10х10, 12х8 и 12х12, и с разной мощностью силового агрегата: от 310 до 820 лошадиных сил.
На советском рынке наибольшее распространение получили три версии самосвала, выполненного на шасси «Татра-815»:
- с увеличенной ёмкостью кузова и односторонней разгрузкой;
- со специальным кузовом для транспортировки сыпучих, навалочных и жидких материалов;
- со средней вместимостью и трёхсторонней разгрузкой.
Одна из основных особенностей самосвала «Татра-815» – это наличие оригинальной хребтовой рамы, создателем принципиальной конструкции которой был Ганс Ледвинка. У чешского самосвала нет лонжеронной рамы: привычной всем «лесенки» классической конструкции.
Хребтовая рама конструкции Ганса Ледвинки в музее.
Хребтовая рама представляет собой трубу, внутри которой находится кардан. Это трансмиссионная труба большого диаметра, фрагменты который жёстко соединяют коробку передач, «раздатку» и картер коробки главных передач. Внутри трубы проходит тонкий вал, а кардан в «Татре-815» соединяет только двигатель с коробкой передач. Это позволяет, во-первых, легко менять сцепление, а во-вторых, значительно снижает уровень вибраций в кабине.
Хребтовая рама имеет чрезвычайно высокую жёсткость на кручение, что позволяет разгружаться не только на ровных площадках, но и там, где самосвал стоит под значительным углом. Тут равных «Татре-815», пожалуй, и нет совсем. Кстати, рама нашей старой доброй «полуторки» имеет сходное строение – там кардан тоже спрятан в толкающую трубу и также используются торсионы.
Следующая особенность — сочетание полного привода (на все мосты) и независимой подвески с качающимися полуосями. Здесь – независимая торсионная подвеска передних колёс и рессоры на задней тележке, причём без балансиров. Нетипичная для подобных тяжёлых машин полностью независимая подвеска колёс делает автомобили «Татре-815» лидером по проходимости среди всех самосвалов до 25-ти тонн.
Уникальность «Татры-815» состоит также в комплектации данных машин дизельными двигателями с воздушным, а не жидкостным охлаждением. Топливный насос высокого давления на них – тоже полностью оригинальной конструкции, соединённый из различных сегментов линейный, с коленвалом на роликовых подшипниках. Он также является единственным в своём роде решением, применяемым исключительно на грузовиках чешского производителя. Не менее особенная тормозная пневмосистема «Татры-815», оснащённая энергоаккумуляторами, не оставляет машине шанса сорваться с ручника.
Ещё одна особенность – необычное конструктивное решение завода «Tatra» по способу нейтрализации выхлопных газов, для доведения мотора до соответствия актуальному экологическому стандарту. В отличие от немецких и скандинавских грузовиков, инженеры «Татры» вместо высокотехнологичной рециркуляционной системы использовали «SCR» (мочевинный способ вывода выхлопных газов).
Благодарим за информацию: